Консультация воспитателя ГБДОУ №14
Авдеюк Оксаны Дмитиевны
Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ
Система образования предоставляет ребенку большой багаж знаний, но не каждый может полноценно реализовать его. Трудоемкость процесса обучения нередко отталкивает ребенка от желания учиться. Получать знания это тяжелая работа, а добывать их может оказаться интересной игрой. Ребенок настроен на познание мира, исследовательская, поисковая активность, творчество - органично природе ребенка. Познавательное развитие - это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Этой направленности в развитии ребенка отвечает исследовательское поведение, экспериментирование. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций. Оно способствует развитию творческой личности, способной нестандартно мыслить, развивает самостоятельность, дает ребенку возможность самореализации.
Роль педагога заключается в поддержке исследовательского поведения детей. В работе изостудии используется метод проблемного обучения, который помогает в решении таких сложных задач, как развитие творческого мышления, познавательной активности, самостоятельности в творчестве. Детям предоставляется возможность получить опыт в экспериментировании с художественными материалами и инструментами, расширяются знания о физических свойствах предметов и явлений, что способствует мотивации детей к самостоятельному экспериментированию в группе, дома. Воспитатели и родители объединены в творческом сотрудничестве – это необходимое условие в реализации познавательного развития ребенка. В группах и дома создается развивающая среда по поддержке исследовательского поведения детей. Создаются условия психологического комфорта, выстраиваются партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком. Организовать увлекательную, познавательную жизнь в детском саду поможет самостоятельное, творческое экспериментирование детей. Знания, полученные опытным путем, не окажутся тяжелым грузом, ребенок научится их применять в жизни, при решении других интересных и сложных задач. Вера в себя, свои силы даст импульс к новым открытиям.
Эксперименты художников с материалами зачастую опережали время. Секреты древних мастеров до сих пор остаются не раскрытыми. Научный прогресс обогатил творческую мастерскую художника, но не оборвал порыв к поиску нового. Материалы, инструменты, формы – все это было и остается для художника предметом поиска и эксперимента. Преимуществом развития исследовательского поведения детей в художественной деятельности является возможность практического применения своих открытий здесь и сейчас, а не в отложенном времени. Изучение проблемы исследовательского поведения детей в художественной деятельности привело к выводам, что имеющегося опыта недостаточно, круг экспериментов узок. Планируется создать и апробировать систему работы по поддержке исследовательского поведения детей старших групп дошкольного возраста в художественной деятельности.