ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14
Кировского района Санкт-Петербурга
198260, Санкт-Петербург, улица Козлова , дом 47, корпус 2, литера А
8 (812) 750-00-16
dou14.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ
29
июня
2021

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГИНЕЗЕ.
Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни.
Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.                                                                                      Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения. Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Этапы развития речи ребенка:

1-й - подготовительный (с момента рождения - до года);

2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);

3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й - школьный (от 7 до 17 лет).

  I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года).

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком.

Крик - первая голосовая реакция ребенка.  Крик, плач  активизируют деятельность  дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата.

Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.
К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.

На втором месяце жизни появляется гуканье, радостное повизгивание. На попытки взрослого вступить в контакт с младенцем, ребенок отвечает тихими, протяжными звуками типа «гу-у», или короткими типа «кх».

Гуление возникает в 2-3 месяца как составляющая «комплекса оживления» при общении со взрослым и при восприятии игровых предметов. «Гуление» у всех детей народов мира одинаково.   Звуки гуления – согласные, имеющие гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение и обычно палатализованные: «ги», «ге», «эге», «агу»…  В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т. д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоционального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытается разнообразить голос выразительной интонацией.

Чтобы развить навыки «гуления», маме рекомендуется «зрительное общение», во время которого ребенок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее.

При нормальном развитии ребенка «гуление» постепенно переходит в лепет.

Лепет появляется  после 5 месяцев (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя»,«ба-ба-ба»).  

Лепет - это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями.

 «Ма-ма-ма» (мама) - говорит ребенок, и это относится именно к маме.

Малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.                                                                                      

 Первые  осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа»«мама»«баба»«дядя») появляются после 8 месяцев.

 II этап – преддошкольный (от 1 года до 3-х лет).

  К 1 году словарный запас ребенка составляет 10 -15 слов.

Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же  сочетанием ребенок обозначает несколько понятий: «бах» - упал, лежит, споткнулся; «дай» - отдай, принеси, подай; «биби» - идет, лежит, катается, машина, самолет.                                                                                                                  После 1,5 лет до 2лет наблюдается рост активного словаря детей, он возрастает в два-три раза. На этом этапе малыш учится говорить слова полностью, появляются первые предложения, состоящие из дух слов

(предлоги зачастую отсутствуют):  Папа, ди (папа, иди). Ма да ки (мама, дай кису).

Для таких мини-фраз необходимы глаголы, поэтому старайтесь обогащать словарный запас малыша еще и ими.

В 2 – 2,5 года ребенок уже начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Кто?». В лексиконе появляются предлоги, прилагательные, местоимения. Ребенок все увереннее складывает предложения из трех-четырех слов, учится согласовывать их в числе, роде, падеже.

В этот период малыш учится выражать свои желания, идет на контакт и общение с другими детьми и взрослыми.

 К трем годам дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляя  простые грамматические категории речи.                                                                            На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.
Многие родители оценивают речевое развитие своего ребенка только по степени правильности звукопроизношения. И в этом они ошибаются, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в разных структурах предложений.                                                                          В 1 - 3 года ребенок многие звуки родного языка переставляет, опускает, заменяет более простыми по артикуляции. Это объясняется возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, недостаточным уровнем восприятия фонем. Но характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов, например: касянав (космонавт), пиямида (пирамида),  типуяська (чебурашка), синюська (свинюшка).

Родители  должны знать, что в три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Поэтому, если в 2,5 - 3 года ребенок общается только с помощью лепетных слов и обрывков лепетных предложений - необходимо немедленно проконсультировать у логопеда, невролога, проверить физиологический слух и организовать коррекционные занятия.

 Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился». Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!! Представьте себе, что речь ребенка — это глина: пока она сырая — ей легко придать правильную форму.

III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). 

На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие) . В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, овладение связной речью.                                                                                                                                    На пятом году дети начинают овладевать монологической речью. В их речи начинают появляться предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связано, последовательно и точно пересказать смысл прочитанной сказки, рассказа.  В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие- твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки.

Для того, чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением звуков в речи ребенка, предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Время появления звуков (возраст)

1 – 2

года

2 – 3

года

3 – 5

лет

5 ( 6)

лет

Звуки

а о э

п б м

и ы у

ф в

т д н

г к х й

с з ц

ш ж

ч щ

р

л

  Из таблицы видно, что к 5 – 6 годам ребёнок должен овладеть правильным  произношением всех звуков родного языка. Задержка в своевременном появлении фонем, говорит о том, что существуют причины, которые мешают ребенку самостоятельно овладеть звукопроизношением.

В 6 лет ребенок умеет говорить все звуки родного языка.  Уровень развития фонематического слуха позволяет ему овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школе. Достаточный объем словарного запаса (владеет обобщающими словами), полное овладение грамматическим строем речи.  У ребенка шестого года жизни совершенствуются связная речь и монологическая. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был сам. Стремясь к тому, чтобы слушателем его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших.

6 – 7 лет начало развития письменной речи.

IV этап - школьный  (от 7 до 17 лет). 

Главная особенность развития речи детей в этом возрасте - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. При этом ведущая роль принадлежит письменной речи. 

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;

к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;

к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;

к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;

к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;

к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;

к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);

к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;

к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;

к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

  • различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др…). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
  • Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  • Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

 

11
октября
2020

 

Консультация  воспитателя  ГБДОУ №14

Авдеюк Оксаны Дмитиевны

Поддержка исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ

         Система образования предоставляет ребенку большой багаж знаний, но не каждый может полноценно реализовать его. Трудоемкость процесса обучения нередко отталкивает ребенка от желания учиться. Получать знания это тяжелая работа, а добывать их может оказаться интересной игрой. Ребенок настроен на познание мира, исследовательская, поисковая активность, творчество -  органично природе ребенка. Познавательное развитие - это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Этой  направленности в развитии ребенка отвечает исследовательское поведение, экспериментирование. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций. Оно способствует развитию творческой личности, способной нестандартно мыслить, развивает самостоятельность, дает ребенку возможность самореализации.

Роль педагога заключается в поддержке исследовательского поведения детей. В работе изостудии используется метод проблемного обучения, который помогает в решении таких сложных задач, как развитие творческого мышления, познавательной активности, самостоятельности в творчестве. Детям предоставляется возможность получить опыт в экспериментировании с художественными материалами и инструментами, расширяются знания о физических свойствах предметов и явлений, что способствует мотивации детей к самостоятельному экспериментированию в группе, дома. Воспитатели и родители объединены в творческом сотрудничестве – это необходимое условие в реализации познавательного развития ребенка. В группах и дома создается развивающая среда по поддержке исследовательского поведения детей. Создаются условия психологического комфорта, выстраиваются партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком. Организовать увлекательную, познавательную жизнь в детском саду поможет самостоятельное, творческое экспериментирование детей.  Знания, полученные опытным путем, не окажутся тяжелым грузом, ребенок научится их применять в жизни, при решении других интересных и сложных задач. Вера в себя, свои силы даст импульс к новым открытиям.

Эксперименты художников с материалами зачастую опережали время. Секреты древних мастеров до сих пор остаются не раскрытыми.  Научный прогресс обогатил творческую мастерскую художника, но не оборвал порыв к поиску нового. Материалы, инструменты, формы – все это было и остается для художника предметом поиска и эксперимента. Преимуществом  развития исследовательского поведения детей в художественной деятельности является возможность практического применения своих открытий здесь и сейчас, а не в отложенном времени. Изучение проблемы исследовательского поведения детей в художественной деятельности привело к выводам, что имеющегося опыта недостаточно, круг экспериментов узок. Планируется создать и апробировать систему работы по поддержке исследовательского поведения детей старших групп дошкольного возраста в художественной деятельности.

© 2024. Техническая поддержка сайта site-kirov@mail.ru.